типы протектора рисунка
Типы рисунка протектора |
||||||||||||
Применяемость шин для тех или иных условий движения определяется типом рисунка протектора.
Шины с дорожным рисунком (а, б, в) предназначены для эксплуатации на дорогах с покрытием хорошего качества (асфальт, бетон, гладкий грунт и др.). Такие шины отличаются низким сопротивлением качению, высокой износостойкостью, низким шумообразованием. На загрязненных и заснеженных дорогах сцепные свойства этих шин невысоки, поэтому для эксплуатации автомобиля зимой их рекомендуется заменить универсальными или зимними. Всесезонный рисунок (г) - своего рода компромисс между дорожным и зимнимрисунками или предназначенный для бездорожья. У таких шин повышенное по сравнению с дорожными сопротивление качению, ниже износостойкость, выше уровень шума, однако, лучше сцепные качества на загрязненных или заснеженных дорогах. Впрочем, в глубоком снегу или на раскатанных и обледенелых покрытиях всесезонные шины, безусловно, проигрывают специальным зимним, особенно ошипованным. Зимниешины отличаются крупными шашками протектора с дополнительными мелкими поперечными (по отношению к направлению движения) прорезями – ламелями и широкими канавками (г, д). Кроме того, для повышения сцепных свойств шин на скользких участках протекторная резина у них обычно более "мягкая", чем у дорожных и других. На твердых дорогах (асфальт, бетон, гравий) эти шины, как правило, шумны, "мягкая" резина быстро изнашивается, возрастает расход топлива. При этом управляемость автомобиля ухудшается: из-за "переступания" по дороге высоких шашек протектора, падает курсовая устойчивость, возрастает боковой увод. Часть зимних шин (не все) предназначена для применения шипов противоскольжения. У таких шин дополнительно к шашкам рисунка с прорезями-ламелями выполнены цельные крупные шашки, часто с отмеченным местом для установки шипа. Шины с универсальным рисунком протектора (ж). Шины повышенной проходимости (и) отличаются "грубым" рисунком протектора, расчлененным больше в продольном, нежели в поперечном направлении, как у зимних шин (е). Это снижает сцепные свойства на скользких участках, однако повышает курсовую устойчивость в условиях бездорожья. Высокие тормозные качества в этих ситуациях, как правило, не требуются, поэтому шашки такого рисунка не расчленяют ламелями так глубоко и часто, как у зимних шин. Наиболее распространены шины с дорожным, универсальным и зимним типами рисунка протектора. Любой из рисунков протектора может быть направленным (б), т. е. предусматривающим установку данной шины на автомобиль строго для вращения в определенную сторону. Обычно направленными делают дорожные и зимние шины. Другой вариант рисунка - асимметричный (в). Такие шины предназначены для установки одной стороной внутрь (ближе к оси движения автомобиля), другой - наружу. Асимметричными чаще бывают универсальные шины, наружная часть которых лучше "работает" летом, на сухих твердых покрытиях, а внутренняя - зимой. Фирмы-производители запрещают неправильную установку шин с направленным либо асимметричным рисунком, так как поведение автомобиля может резко измениться в худшую сторону. |