дополнительная маркировка
О разнообразии дополнительной маркировки |
||
Все обязательные надписи и обозначения на шинах (см. «Маркировка шин»)
наносят при изготовлении покрышек оттиском от гравировки пресс-форм.
Обязательная маркировка предусмотрена Правилами ЕЭК ООН –
«Единообразными предписаниями в отношении утверждения типов шин для
транспортных средств». Это – Правила № 30 для легковых шин, Правила №
54 для легких грузовых и грузовых шин, № 75 для мотоциклетных и т.д., а
также соответствующий параграф стандарта США по безопасности
транспортных средств. Кроме обязательной маркировки на покрышках допускаются дополнительные надписи и обозначения (носящие «служебный» характер) по усмотрению изготовителя или по требованию заказчика, потребителя. Здесь способы нанесения могут быть разными. Рассмотрим некоторые из таких маркировок. В связи с широкой сертификацией систем качества наряду с сертификацией самих шин на соответствие требованиям нормативных документов, повсеместно практически всеми изготовителями шин введены различные дополнительные маркировки, идентифицирующие те или иные процессы производства, технологические операции, полуфабрикаты и сборочные единицы; личные номера рабочих-исполнителей, контролеров и т.д. Теперь, придя в магазин, торгующий шинами, мы прежде всего увидим на наружной поверхности покрышек (беговой дорожке протектора) ряд узких и широких разноцветных линий, по разному расположенных и разного количества, а кроме линий, даже и обозначения размеров самих шин, другие цифровые и буквенные обозначения разных цветов, расположения и размера. Все эти линии, цифры и буквы наносят на протекторные заготовки специальным маркировочным устройством с целью избежания перепутывания их друг с другом при сборке покрышек, а собранных – перед вулканизацией (каждая покрышка должна «попасть» в свою пресс-форму). Также с помощью цветных линий различают шины, изготовленные разными сменами, бригадами, протекторными агрегатами, сборочными станками и т.д. Так их легче учитывать, особенно при массовом производстве большого ассортимента изделий. А в случае появления бракованных изделий или полуфабрикатов – выявить и идентифицировать «бракодела». Маркируют заготовки покрышек и при их сборке и вулканизации. Кроме цветных полос применяют различные цветные резиновые маркировочные метки или самоклеящиеся бумажные этикетки с буквенными или цифровыми кодами сборщиков и вулканизаторщиков, датами изготовления, моделями шин, стадиями сборки радиальных покрышек и т.п. Готовые свулканизованные покрышки маркируют (обязательно) датой изготовления - оттиском от сменных вкладышей, заводским номером - оттиском от сменных жетонов. На такой покрышке дополнительно маркируют номера пресс-форм или номера индивидуальных форматоров-вулканизаторов и т.д. При разбраковке покрышек по показателям внешнего вида покрышки маркируют штампом «ГОДЕН» с номером контролера, либо иными вариантами (где К- контролер; ТК – технический контроль; 77, 79, 2 – личные номера контролеров; крупно цифра 3 чуть выше - номер партии покрышек одного обозначения и модели): После проверки статического дисбаланса покрышек на боковую стенку обязательно наносят так называемую «балансировочную метку» в виде круга желтого цвета диаметром 5-10 мм, обозначая им легкое место покрышки. При монтаже покрышки на обод колеса эту метку необходимо совместить с отверстием в ободе, в которое вставляют вентиль камеры или вентиль бескамерной шины. При контроле радиальных покрышек на силовую неоднородность (по показателям «колебание радиальной и боковой сил», «конусный эффект») на боковину их обязательно наносят круглые метки, аналогичные балансировочным, только красного или зеленого (иногда – синего) цветов. Сознательно не ассоциирую показанные и описанные здесь маркировки с конкретными моделями шин (за некоторым исключением, где это непосредственно бросается в глаза) и их изготовителями. Каждый изготовитель устанавливает для себя систему идентификации процессов, полуфабрикатов, кодировку исполнителей. Это его внутренне дело. Нам же – потребителям об этом просто следует знать. И хотя в некоторых случаях обилие дополнительных маркировок не очень-то «украшает» ее, иногда стоит усомниться в качестве покупаемой покрышки, если вдруг вы не найдете «этих самых» маркировок. |