Аквапланирование и скольжение
На твердом сухом покрытии (асфальт, бетон) сцепление
шин обуславливается
взаимодействием элементов протектора шины с микронеровностями
дорожного
покрытия. При смачивании покрытия водой сцепление шин
уменьшается весьма
заметно, что объясняется образованием водяной пленки с частицами
пыли
и грунта. Водяная пленка разделяет трущиеся поверхности, тем
самым ослабляя
взаимодействие шин и покрытия. |
||
На сухой дороге (рис. А) пятно
контакта
шины с покрытием составляет величину С. На мокрой дороге эта
величина
уменьшается на величину d из-за появления
водяного клина.
Водяной клин образуется из воды, выдавленной из под колеса в
процессе
движения.(рис. Б) По мере увеличения скорости
движения
увеличивается количество выдавленной воды. Водяной клин растет –
шина
все больше всплывает над дорожным покрытием. Когда скорость
движения достигнет
критического значения и между шиной и покрытием будет сплошной
слой воды
– автомобиль потеряет контакт с дорогой и станет неуправляемым (рис.В).
Это явление и называется аквапланированием. Всю
серьезность
и опасность этого явления вы можете посмотреть в небольшом
видеоролике (600 кБ). Не стоит путать аквапланирование с другим явлением, со скольжением. Скольжение может возникнуть на любой скорости только из-за возникновения водяной пленки и уменьшившегося сцепления шин с дорожным покрытием. Скольжение возникает вследствие резкого маневра или торможения. И потому может контролироваться. При аквапланировании автомобиль движется по прямой, не реагируя на попытки изменить траекторию движения до тех пор пока не снизится скорость и не уменьшится несущая способность водяного клина. Если на мокрой дороге автомобиль «всплыл», не стоит поворачивать руль или пытаться тормозить. Когда скорость упадет и автомобиль обретет контакт с дорогой, повернутые колеса вызовут бросок автомобиля в сторону, а колеса, зажатые тормозами спровоцируют занос. Скольжение чаще всего возникает в самом начале дождя, когда первые капли смешиваются с дорожной пылью, частицами грунта, остатками несгоревшего бензина и мельчайшими каплями различных «автомобильных» жидкостей - дорога становится похожей на сковородку, смазанную маслом. Но буквально через пару минут хорошего дождя – потоки воды смывают различные загрязнения. И сцепление шин с дорожным покрытием заметно улучшается. Аквапланирование возможно в любой стадии дождя. Или просто при въезде в длинную лужу на высокой скорости. |